Задание 1 В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов): «Бор, азот, гелий, натрий, водород, кислород, рентгений, менделевий, резерфордий – химические элементы». Ученик вычеркнул из списка название одного химического элемента. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятую и пробел –– два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 22 байта меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название элемента.
Задание 2 От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. – – • – – – – – – • • • – – – • – • – При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы. А Г М К Ю • – – – – • – – – • – • • – – Определите текст радиограммы. В ответе запишите получившееся слово (набор букв).
Задание 3 Определите наименьшее натуральное число x, для которого логическое выражение ложно: (x < 8) И (x < 21) ИЛИ (x нечётное).
Задание 4 Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. A B C D E A 1 5 2 B 1 6 C 5 1 7 D 6 1 E 2 7 Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D, проходящего через пункт B (при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам). Каждый пункт можно посетить только один раз.
Задание 5 У исполнителя Раздвоитель две команды, которым присвоены номера: 1. вычесть 1 2. разделить на 2 Первая из них уменьшает число, записанное на экране, на 1, вторая делит его на 2. Составьте алгоритм получения из числа 21 числа 3, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например: 2212 –– это алгоритм: разделить на 2 разделить на 2 вычесть 1 разделить на 2, который преобразует число 12 в число 1.) Если таких алгоритмов более одного, запишите любой из них.
Задание 6 Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования. Алгоритмический язык Паскаль алг нач цел s, t, A ввод s ввод t ввод A если s > 10 или t > А то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон var s, t, A: integer; begin readln(s); readln(t); readln(A); if (s > 10) or (t > А) then writeln("YES") else writeln("NO") end. Бейсик Python DIM s, t, A AS INTEGER INPUT s INPUT t INPUT A IF s > 10 OR t > А THEN PRINT "YES" ELSE PRINT "NO" ENDIF s = int(input()) t = int(input()) A = int(input()) if (s > 10) or (t > А): print("YES") else: print("NO") C++ #include <iostream> using namespace std; int main(){ int s, t, A; cin >> s; cin >> t; cin >> A; if (s > 10 || t > А) cout << "YES" << endl; else cout << "NO" << endl; return 0; } Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел: (1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5). Укажите наименьшее целое значение параметра А, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» три раза.
Задание 7 Доступ к файлу ru.gif, находящемуся на сервере last.ru, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. 1) / 2) :// 3) last. 4) gif 5) https 6) ru. 7) ru
Задание 8 Некоторый сегмент сети Интернет состоит из 1000 сайтов. Поисковый сервер в автоматическом режиме составил таблицу ключевых слов для сайтов этого сегмента. Вот её фрагмент. Ключевое слово Количество сайтов, для которых данное слово является ключевым Сомики 250 Меченосцы 200 Гуппи 500 Сколько сайтов будет найдено по запросу Сомики | Меченосцы | Гуппи, если по запросу Сомики & Меченосцы & Гуппи было найдено 0 сайтов; по запросу Меченосцы & Гуппи – 60 сайтов; по запросу Сомики & Гуппи – 30 сайтов; по запросу Меченосцы & Сомики – 20 сайтов. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросах используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» –– символ «&».
Задание 9 На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Задание 10 Вычислите значение арифметического выражения: 111011112 + 11008 + 11016 В ответе запишите десятичное число, основание системы счисления указывать не нужно.
Задание 11 В одном из произведений Н.В. Гоголя, текст которого приведён в подкаталоге каталога Проза, один из персонажей говорит другому, за сколько червонцев можно побрить полбороды. С помощью поисковых средств текстового редактора выясните эту цену. Ответ запишите цифрами.
Задание 12 Сколько всего файлов с расширениями .jpeg и .rtf содержится в подкаталогах Гоголь и Куприн каталога DEMO-12/Проза, а также в подкаталогах Айвазовский и Перов каталога DEMO-12/Живопись? В ответе укажите только число.
Задание 13 Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2. 13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге ЗАДАНИЕ 13, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Осьминоги». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о среде обитания, строении тела и другие интересные факты. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.Требования к оформлению презентации1. Ровно три слайда без анимации. Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.2. Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах: первый слайд – титульный слайд с названием презентации, в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника экзамена; второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:• заголовок слайда;• два блока текста;• два изображения; третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 3:• заголовок слайда;• три изображения;• три блока текста.На макетах слайдов существенным является наличие всех объектов, их взаимное расположение. Выравнивание объектов, ориентация изображений выполняются произвольно в соответствии с замыслом автора работы и служат наилучшему раскрытию темы. Макет слайда 1Тема презентации Макет слайда 2Основная информация по теме презентации Макет слайда 3Дополнительная информация по теме презентации В презентации должен использоваться единый тип шрифта.Размер шрифта: для названия презентации на титульном слайде – 48 пунктов; для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 36 пунктов; для подзаголовков на слайдах 2 и 3 и для основного текста – 22 пункта.Текст не должен перекрывать основные изображения или сливаться с фоном. 13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1 см. Расстояние между строками текста не менее высоты одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала. Основной текст выровнен по ширине; заголовок и текст в ячейках второго и третьего столбца таблицы – по центру. Текст в ячейках таблицы первого столбца выровнен по левому краю. В ячейках таблицы использовано выравнивание по центру вертикали. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным шрифтом и курсивом или подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали. При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Задание 14 В электронную таблицу занесли результаты анонимного тестирования студентов. Ниже приведены первые строки получившейся таблицы. A B C D 1 номер участника пол факультет баллы 2 участник 1 жен. химический 21 3 участник 2 муж. математический 5 4 участник 3 жен. медицинский 15 5 участник 4 муж. математический 15 6 участник 5 муж. экономический 24 В столбце A указан номер участника; в столбце B –– пол; в столбце C –– один из четырёх факультетов: математический, медицинский, химический, экономический; в столбце D –– количество набранных баллов (от 5 до 25). Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 участников. Порядок записей в таблице произвольный. Выполните задание. Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания. 1. Сколько участников набрали более 20 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2 таблицы. 2. На сколько баллов отличается средний балл студентов экономического факультета от общего среднего балла? Ответ на этот вопрос с точностью до двух знаков после запятой запишите в ячейку G3 таблицы. 3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников экономического, математического и медицинского факультетов. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Задание 15 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы: вверх вниз влево вправо При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент. Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений: сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид: если условие то последовательность команд все Здесь условие – одна из команд проверки условия. Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм: если справа свободно то вправо закрасить все В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например: если (справа свободно) и (не снизу свободно) то вправо все Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид: нц пока условие последовательность команд кц Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм: нц пока справа свободно вправо кц Выполните задание. На бесконечном поле имеется стена. Стена состоит из трёх последовательных отрезков: вправо, вниз, вправо, все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно сверху левого конца первого отрезка. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»). Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно правее второго отрезка и над третьим. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок). Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Задание 16 Напишите программу, которая в последовательности натуральных десятичных чисел определяет среднее арифметическое элементов, запись которых в системе счисления с основанием 7 оканчивается цифрой 4. Если среди входных данных таких элементов нет, программа должна вывести «NO». Программа получает на вход натуральные десятичные числа, не превышающие 30 000, каждое в отдельной строке. Количество введённых чисел неизвестно, их последовательность заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, в последовательность не входит). Программа должна вывести одно число – среднее арифметическое десятичных чисел (элементов последовательности), запись которых в 7-ричной системе счисления оканчивается цифрой 4, или «NO», если среди входных данных таких элементов нет. Пример работы программы Входные данные Выходные данные 11 25 30 14 54 0 18