Задание 1 В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов): «Школьные предметы: ОБЖ, химия, физика, алгебра, биология, география, литература, информатика». Ученик удалил из списка название одного предмета, а также лишние запятую и пробел –– два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 10 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название предмета.
Задание 2 Валя шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её код. Коды букв даны в таблице. А В Д О Р У 01 011 100 111 010 001 Некоторые кодовые цепочкиможно расшифровать не одним способом. Например, 00101001 может означать не только УРА, но и УАУ. Даны три кодовые цепочки: 01001010 0100110001 01000110001 Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово.
Задание 3 Напишите наименьшее натуральное число x, для которого истинно высказывание: ((x > 3) И НЕ (x < 4)) ИЛИ (x < 1).
Задание 4 Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице. A B C D E A 8 5 B 8 3 3 C 2 1 D 3 2 E 5 3 1 Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.
Задание 5 У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера: 1. возведи в квадрат 2. вычти 3 Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая уменьшает число на 3. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 100, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 12121 –– это алгоритм: возведи в квадрат вычти 3 возведи в квадрат вычти 3 возведи в квадрат, который преобразует число 3 в 1089.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Задание 6 Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования. Алгоритмический язык Паскаль алгначцел s, t, Aввод sввод tввод Aесли s > A или t > 12 то вывод "YES" иначе вывод "NO" всекон var s, t, A: integer; begin readln(s);readln(t);readln(A);if (s > A) or (t > 12) then writeln("YES") else writeln("NO")end. Бейсик Python DIM s, t, A AS INTEGERINPUT sINPUT tINPUT AIF s > A OR t > 12 THEN PRINT "YES"ELSE PRINT "NO"ENDIF s = int(input())t = int(input())A = int(input())if (s > A) or (t > 12): print("YES") else: print("NO") C++ #include <iostream>using namespace std;int main(){ int s, t, A; cin >> s; cin >> t; cin >> A; if (s > A || t > 12) cout << "YES" << endl; else cout << "NO" << endl; return 0;} Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных вводились следующие пары чисел (s, t):(13, 2); (11, 12); (–12, 12); (2, –2); (–10, –10); (6, –5); (2, 8); (9, 10); (1, 13).Укажите наименьшее целое значение параметра А, при котором для указанных входных данных программа напечатает «YES» один раз.
Задание 7 Доступ к файлу privet.txt, находящемуся на сервере txt.com, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. 1) http2) /3) com4) ://5) txt.6) .txt7) privet
Задание 8 В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» –– символ «&». В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет. Запрос Найдено страниц (в сотнях тысяч) Кортеж 25 Свадьба 20 Вектор 45 Кортеж | Свадьба | Вектор 75 Кортеж & Вектор 12 Свадьба & Вектор 0 Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу Кортеж & Свадьба ? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
Задание 9 На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G.По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города A в город D?
Задание 10 Переведите число 172 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько нулей содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество значащих нулей.
Задание 11 В одном из произведений Ф.М. Достоевского, текст которого приведён в подкаталоге каталога Проза, есть герой с фамилией Иволгин.С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора или браузера выясните имя этого героя.
Задание 12 Сколько файлов объёмом более 4 Мб каждый содержится в подкаталогах каталога DEMO-12? В ответе укажите только число.
Задание 13 Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2. 13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Ягуар». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе ягуаров. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.Требования к оформлению презентации1. Ровно три слайда без анимации. Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.2. Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах: первый слайд – титульный слайд с названием презентации, в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника экзамена; второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:• заголовок слайда;• два блока текста;• два изображения; третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 3:• заголовок слайда;• три изображения;• три блока текста.На макетах слайдов существенным является наличие всех объектов, их взаимное расположение. Выравнивание объектов, ориентация изображений выполняются произвольно в соответствии с замыслом автора работы и служат наилучшему раскрытию темы. Макет слайда 1Тема презентации Макет слайда 2Основная информация по теме презентации Макет слайда 3Дополнительная информация по теме презентации В презентации должен использоваться единый тип шрифта.Размер шрифта: для названия презентации на титульном слайде – 40 пунктов; для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 24 пункта; для подзаголовков на слайдах 2 и 3 и для основного текста – 20 пунктов.Текст не должен перекрывать основные изображения или сливаться с фоном. 13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1 см. Расстояние между строками текста не менее высоты одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала. Основной текст выровнен по ширине; заголовок и текст в ячейках второго столбца таблицы – по центру. Текст в ячейках первого столбца таблицы, кроме заголовка, выровнен по левому краю. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным шрифтом и курсивом или подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали. При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца. Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.
Задание 14 В электронную таблицу внесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам. A B C D 1 округ фамилия предмет балл 2 С Ученик 1 обществознание 246 3 В Ученик 2 немецкий язык 530 4 Ю Ученик 3 русский язык 576 5 СВ Ученик 4 обществознание 304 В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – код фамилии ученика; в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл. Всего в электронную таблицу были внесены данные о 1000 учеников. Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.1. Сколько учеников в Юго-Западном округе (ЮЗ) выбрали в качестве любимого предмета обществознание? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.2. Каков средний тестовый балл у учеников Западного округа (З)? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования по предметам Информатика, Биология и Физика. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Задание 15 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды –– это команды-приказы: вверх вниз влево вправо При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент. Ещё четыре команды –– это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений: сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид: если условие то последовательность команд все Здесь условие –– одна из команд проверки условия. Последовательность команд –– это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм: если справа свободно то вправо закрасить все В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например: если (справа свободно) и (не снизу свободно) то вправо все Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид: нц пока условие последовательность команд кц Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм: нц пока справа свободно вправо кц Выполните задание. На бесконечном поле имеется лестница. Сначала лестница спускается вниз слева направо, затем спускается вниз справа налево. Высота каждойступени –– одна клетка, ширина –– две клетки. Робот находится слева от верхней ступени лестницы. Количество ступеней, ведущих налево, и количество ступеней, ведущих направо, неизвестно. На рисунке указан один из возможных способов расположения лестницы и Робота (Робот обозначен буквой «Р»). Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно над ступенями лестницы, спускающейся справа налево. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок): Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Задание 16 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число –– максимальное число, кратное 4. Пример работы программы: Входные данные Выходные данные 381611 16