Задание 1

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ученик написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».

Ученик добавил в текст название одного животного, а также необходимые запятую и пробел.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 18 байт больше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе количество букв в названии добавленного животного.

Задание 2

От разведчика было получено следующее сообщение.

0100110011010111011

В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв.
В пароле использовались только буквы К, Р, А, Н, Т, О; каждая буква
кодировалась двоичным словом по следующей таблице.

К Р А Н Т О
11 010 110 011 00 111

Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе количество букв в полученном пароле.

Задание 3

Напишите наибольшее число x, для которого истинно высказывание:
НЕ (НЕ(x ≤ 81) ИЛИ (x нечётное)).

Задание 4

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

  A B C D E
A   3 4 2  
B 3       7
C 4     1 8
D 2   1   4
E   7 8 4  

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.

Задание 5

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая умножает его на b.
Алгоритм для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Найдите значение числа b, при котором из числа 3 по алгоритму 22111 будет получено число 111.

Задание 6

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

Алгоритмический язык Паскаль
алг
нач
цел s, t, A
ввод s
ввод t
ввод A
если s > A или t > 12
то вывод "YES" иначе вывод "NO" все
кон
var s, t, A: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
readln(A);
if (s > A) or (t > 12)
then writeln("YES") else writeln("NO")
end.
Бейсик Python
DIM s, t, A AS INTEGER
INPUT s
INPUT t
INPUT A
IF s > A OR t > 12 THEN
PRINT "YES"
ELSE
PRINT "NO"
ENDIF
s = int(input())
t = int(input())
A = int(input())
if (s > A) or (t > 12):
print("YES") else:
print("NO")
C++
#include <iostream>
using namespace std;
int main(){
int s, t, A;
cin >> s;
cin >> t;
cin >> A;
if (s > A || t > 12)
cout << "YES" << endl;
else
    cout << "NO" << endl;
return 0;
}
 


Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных вводились следующие пары чисел (s, t):
(13, 2); (11, 12); (–12, 12); (2, –2); (–10, –10); (6, –5); (2, 8); (9, 10); (1, 13).
Укажите наименьшее целое значение параметра А, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» шесть раз.

Задание 7

Почтовый ящик sales находится на сервере best.mail.org. В таблице фрагменты адреса электронной почты закодированы цифрами от 1 до 6. Запишите последовательность цифр, кодирующую этот адрес.

1) @
2) org
3) best
4) .
5) .mail
6) sales

Задание 8

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос
Найдено страниц
(в тысячах)
Дракон & Воля 1080
Дракон & Разум 720
(Воля | Разум) & Дракон 1440

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Воля & Разум & Дракон?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

 

Задание 9

На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G и H.
По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город H, проходящих через город F?

Задание 10

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
2D16, 568, 1011002

Задание 11

В одном из произведений Ф.М. Достоевского, текст которого приведён в подкаталоге каталога Проза, одна из героинь срисовывает дерево, которое заметила в парке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора или браузера выясните фамилию этой героини.

Задание 12

Сколько файлов с расширением .htm объемом более 61440 байт каждый содержится в подкаталогах каталога Проза? В ответе укажите только число.

Файлы можно взять из предыдущего задания

Задание 13

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге ЗАДАНИЕ 13, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Компьютерная мышь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о компьютерной мыши и ее видах. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Требования к оформлению презентации
1. Ровно три слайда без анимации. Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.
2. Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах:

     первый слайд – титульный слайд с названием презентации, в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника экзамена;

     второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:
•         заголовок слайда;
•         два блока текста;
•         два изображения;

     третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 3:
•         заголовок слайда;
•         три изображения;
•         три блока текста.

На макетах слайдов существенным является наличие всех объектов, их взаимное расположение. Выравнивание объектов, ориентация изображений выполняются произвольно в соответствии с замыслом автора работы и служат наилучшему раскрытию темы.

Макет слайда 1

Тема презентации
Макет слайда 2

Основная информация по теме презентации
   
Макет слайда 3

Дополнительная информация по теме презентации

В презентации должен использоваться единый тип шрифта.

Размер шрифта: для названия презентации на титульном слайде – 48 пунктов; для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 36 пунктов; для подзаголовков на слайдах 2 и 3 и для основного текста – 22 пункта.

Текст не должен перекрывать основные изображения или сливаться с фоном.

 

13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 12 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1,25 см. Расстояние между строками текста равна величине полуторного междустрочного интервала. Основной текст выровнен по ширине; заголовок и текст в ячейках второго столбца таблицы – по центру. Текст в ячейках таблицы выровнен по центру. В ячейках таблицы использовано выравнивание по центру вертикали. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным шрифтом и курсивом или подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Задание 14

В электронную таблицу внесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.



A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

С

Ученик 1

обществознание

246

3

В

Ученик 2

немецкий язык

530

4

Ю

Ученик 3

русский язык

576

5

СВ

Ученик 4

обществознание

304

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – код фамилии ученика; в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл. Всего в электронную таблицу были внесены данные о 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1. Какой суммарный балл по информатике набрали ученики Восточного (В) округа? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл учеников ЮЗ и ЮВ округов, которые проходили тестирование по физике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение суммарного тестового балла по предметам "Физика", "Физкультура" и "Биология" участников тестирования из округа "С". Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Задание 15

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены правее прохода, левее вертикальной стены, выше прохода и клетки левее вертикальной стены ниже прохода, расположенные через одну клетку от стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 6, и оканчивающихся на 8. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300.
Программа должна вывести одно число: сумму чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 8.

Пример работы программы:

Входные данные
Выходные данные
6
12
18
78
28
0
96